Неважно, где человек работает. Это может быть бюджетная организация или коммерческая, государственная служба или муниципальная. Главное, что в этой организации есть начальник и его подчиненные. Подчиненные могут быть добросовестными и не очень, дисциплинированными и не дисциплинированными. Начальники, как правило, делятся на «хороших» и «плохих» в общем понимании подчиненных. О «хороших» начальниках говорить не стоит. Их мало и в нашей стране, и такой тип можно отнести к вымирающему виду.
Интересен второй тип – «плохой» начальник. Подвидов таких руководителей несколько, вот только некоторые из них:
• умный, грамотный и безответственный по отношению к работникам;
• глупый, некомпетентный;
• злой, не очень глупый, но некомпетентный, не знающий чего сам хочет.
Среди работников последний подвид называется «начальник-самодур», и работать с таким руководителем – все равно что, выживать в пустыне без воды.
Когда начальник тебя не любит
Причин нелюбви начальника к своему подчиненному может быть огромное количество. В женских коллективах – это ревность, зависть, в том числе к молодости и красоте. В мужских коллективах – это страх, что подчиненный умнее его, начальника. Бывают просто личные неприязненные отношения. Но это все неважно. Ведь когда начальник, особенно самодур, невзлюбит подчиненного, нужно начинать думать не о причинах такой нелюбви, а о последствиях.
Последствия нелюбви начальника к добросовестному подчиненному могут состоять из придирок к качеству работы и к дисциплине. Резонно задать вопрос: а разве можно придраться к добросовестному работнику? Да, можно.
По поводу придирок к качеству работы много говорить не нужно. Начальнику достаточно взвалить на подчиненного такой объем работы, что тот просто с ним не справится. Ведь известно, что большое количество работы всегда влечет за собой ее низкое качество. Единственным способом защиты работника будет внимательное прочтение его должностной инструкции или контракта, чтобы посмотреть какие виды работ для его должности предусмотрены. Если начальник взвалил на работника лишние виды работ, достаточно подать ему докладную записку о невозможности их выполнения. Но при этом нужно учитывать, что такая записка действует на начальников как красная тряпка на быка. Поэтому лучше всего придумать, куда в дальнейшем следует обратиться за помощью: в совет трудового коллектива, в профсоюзную организацию или к вышестоящему начальнику.
О дисциплине
Дисциплина труда, в переводе на язык обывателя, – это правила поведения на работе. Они прописаны в своде законов о труде, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка организации. И дисциплинированный работник такие правила соблюдает, а начальник-самодур, в нарушение закона, не создает работнику условий для их соблюдения. В результате дисциплинированный работник может быть привлечен к ответственности за нарушение дисциплины.
Ответственность за нарушение дисциплины
Ответственность определяется взысканиями. Самое незначительное из них – замечание. Самое тяжелое – увольнение. Наиболее распространенное – выговор.
Увольнение может быть как самим взысканием, так и последствием другого взыскания. Например, если работник прогулял, то есть отсутствовал на рабочем месте свыше четырех часов, то к нему применяют взыскание в виде увольнения. Если работник неоднократно не исполнял свои обязанности и имел выговор, то последствием будет увольнение.
Сроки и порядок применения взыскания к работнику очень подробно описаны в своде законов о труде, но работник должен их знать, чтобы вовремя и умело отразить нападения начальника.
Когда начальник не прав
Неправ начальник, когда хочет наказать неугодного работника. Цель наказания – унизить или уволить. И лучшим способом унизить является привлечение к ответственности за проступок, который работник не совершал.
Например, для начала работника можно лишить его рабочего места и отстранить его от выполнения должностных обязанностей под видом проведения проверки. Затем обвинить работника в отсутствии его на рабочем месте. Многим покажется, что это из области фантастики, и такого не может быть. Но бывает. Ведь начальник – самодур! И вроде он все правильно делает: составляет акт об отсутствии работника на рабочем месте и в этот же день издает приказ о вынесении работнику выговора. Но забывает, что сначала от работника необходимо затребовать объяснение, на основании которого составляется акт, а на дачу объяснения работнику дается два дня. Вот тут-то начальник и попадает в ловушку, поскольку нарушает процессуальные нормы привлечения работника к ответственности.
Другой пример. Работник собирается уйти в отпуск. За один рабочий день до начала отпуска начальник издает приказ о его отмене. Грамотный работник пишет в приказе, что с решением начальника несогласен и уходит в отпуск. Находясь в отпуске, работник узнает о том, что его уволили за прогул, поскольку он не вышел на работу. Ведь бывает же такое, что начальник не знает о том, что отпуск, запланированный в графике отпусков, отменить нельзя. Да еще и отпускные должен перечислить работнику не позднее, чем за три дня до начала отпуска. Кроме того, объяснительную записку забыл истребовать от «прогульщика», а затем опять составил акт о прогуле. И последствием является нелицеприятная запись в трудовой книжке.
Что делать и куда идти?
Для начала работнику необходимо собрать все документы его компрометирующие. Желательно, чтобы в этих документах стояла запись работника о несогласии с решением начальника. Сделать это трудно, но нужно. Затем с копиями этих документов работник имеет право обратиться в Государственную инспекцию по труду или в прокуратуру. И ждать результатов проверки, на основании которых он сможет обратиться в суд за восстановлением своих прав.
В заключение можно отметить, что ни инспекция по труду, ни прокуратура, ни даже суд не смогут восстановить добрые отношения с начальником. Поэтому лучшим вариантом будет поиск другой работы и стремление начать жизнь сначала.