Должностные инструкции 3

Должностные инструкции — общий обзор

Должностные инструкции – архаизм, или эффективный инструмент Менеджера?

Должностные инструкции 1

Во многих компаниях, особенно в тех, где в почете «демократические» подходы к организации труда, даже в среде менеджеров высшего звена зачастую можно наблюдать достаточно скептическое отношение к должностным инструкциям. Порой этот скепсис даже не лишен сарказма, когда управленцы такого толка делятся друг с другом наиболее «выдающимися» фрагментами из должностных инструкций, с которыми мэтрам приходилось сталкиваться в своей обширной руководящей практике. Соглашусь, порой встречаются такие пёрлы… диву даешься, в тысячный раз, убеждаясь, что специально такое – наверное, не смог бы придумать даже Толстой, не говоря уже о Шопенгауэре.

 

Традиционно этим грешат государственные структуры, не далеко отстают и коммерческие организации перевалившие рубеж необходимости своего, особенно регионального структурирования. В общем, везде, где по тем или иным причинам, форма начинает доминировать над содержанием, можно наблюдать подобные примеры. Стоит ли после этого говорить о впечатлениях менеджера средней руки, когда начальник вручает ему сей мандат, по которому отныне этому менеджеру предстоит жить и работать? Набор общих фраз, несколько корявых постулатов о корпоративной этике, в лучшем случае пара-тройка функциональных моментов, в конце традиционная обязанность участия в субботниках… — этим обычно и ограничивается содержание подобных «документов». Но сейчас, все же, хотелось бы поговорить о другом. Не о том, как использует Гранату Обезьяна (животное творческое, на выдумки гораздо), а собственно о самой Гранате — насколько она (то бишь Должностная Инструкция) может быть эффективной. А вот здесь уже, как говориться, пошли вопросы.

Должностные инструкции 2

Вопрос к читателю: Вспомните, пожалуйста, как часто при устройстве на новую работу, при смене своих функциональных обязанностей и пр. Вы сталкивались с обескураживающей ситуацией, в которой элементарно не знали, что делать, как поступить? Кто-то в этом случае начинает паниковать, кто-то обращается за советом к коллегам, начальнику, а кто-то на свой страх и риск принимает самостоятельное решение. И хорошо, если коллеги добрые, начальник умный, а тот, кто рискнул самостоятельно – выбрал единственно верное решение. Но так, к сожалению, бывает не всегда, а зачастую совсем наоборот – коллеги завистливые, начальнику не до тебя, а тот, кто сам, хоть и старался честно, но ошибся. Как результат – дополнительные риски, снижение эффективности труда, упущенная прибыль. Теперь вопрос уже к руководителю – Вам это надо?… Вспомните об этом, когда в следующий раз будете снисходительно разглагольствовать об изжившем себя архаизме должностных инструкций.

Вторая сторона медали заключается в том, что Инструкция не только раскрывает обязанности исполнителя, но еще и позволяет эффективно их контролировать. Давайте признаемся себе честно, начальников (больших, маленьких и очень маленьких) среди нас много, но не всех Бог с лихвой наградил организаторскими талантами, должной энергетикой, харизмой в конце концов. Стандартная ситуация – сотрудник провинился, начальнику необходимо как-то реагировать. А как реагировать? Кто-то тупо наорет; кто-то начнет лезть в душу, выворачивая ее наизнанку; с кого-то самого семь потов сойдет прежде, чем он решиться вызвать к себе провинившегося. Ну и каков же результат? – первый вызовет еще большее к себе отторжение, от второго вообще будут шарахаться, а от третьего будут выходить с удовлетворенной улыбкой, как после легкого моциона. Бесплатный совет всем начальникам: проведите эксперимент – вызовете к себе провинившегося сотрудника и прямо по тексту Должностной Инструкции (при ее наличии, разумеется) перечислите ему все нарушенные им пункты. Также нелишним будет развить мысль о всех возможных последствиях проступка, завершив монолог сакраментальным вопросом провинившемуся – …и не его ли подпись стоит под этим документом? Сделать это следует не торопясь, без лишних эмоций, педантичным менторским тоном. Смею Вас уверить — эффект будет весьма действенным.

Должностные инструкции 3

Впрочем, в сказанном, собственно, нет никакого откровения. Все это достаточно общеизвестно, почти банально. Тем парадоксальней звучит вопрос – Почему же впечатляющее число руководителей столь несерьезно относятся к данной стороне менеджмента своих предприятий? Что это? – незрелость, дань модным креативным идеям, или элементарная безграмотность? Отчасти и первое, и второе, и третье. Но основная причина, вероятно, все-таки в ином и кроется (точнее искусственно скрывается) гораздо глубже. Чтобы понять это, давайте рассмотрим деятельность компании (неважно — коммерческой, государственной, или общественной) как процесс, управляемый процесс, который проходит по определенным правилам. У любого управляемого процесса, как известно, существует Руководитель, лицо, которое задает эти правила, и следит, чтобы он (процесс) шел в рамках этих правил. А что такое Должностные Инструкции? – да, собственно, сами правила и есть. Правила спроецированные на структуру организации, органично распределенные по исполнителям и закрепленные на бумаге. И вот здесь то и обнаруживается прелюбопытный нонсенс. Руководители не доводят до своих подчиненных эти правила (Должностные Инструкции) не потому, что не считают это нужным, а потому что сами их не знают. Какой кощунственной эта мысль не покажется, но это так! Следует признать, что очень и очень немало современных Менеджеров, особенно высшего (имеющего прямую коммуникацию с Собственником) и среднего звена оказались сегодня у руля по каким угодно причинам, но не в силу своих выдающихся управленческих качеств. И актуальность Должностных инструкций они преотлично осознают. Точно также, как осознают реальную угрозу быть скомпрометированными, если заданные ими «правила» пойдут вразрез тем правилам, по которым идут «управляемые» ими процессы. Бояться – вот и не пишут.

 

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх